В преддверии прихода иностранцев на российский рынок ключевой проблемой для отечественных страховщиков становится поиск инвестиций. Разнятся ли возможности поиска инвестора у небольших региональных и крупных "федеральных" компаний? Насколько привлекателен для инвесторов российский региональный рынок страхования?
А насколько вообще страховой бизнес привлекателен для потенциальных инвесторов? Есть расхожее мнение, что из-за рискованности этого бизнеса инвестировать в него невыгодно. Эту позицию иногда аргументируют тем, что акции ни одной российской страховой компании не котируются на РТС или любой другой торговой площадке - и среди них нет "голубых фишек".
Но страхование - такой же бизнес, как и любой другой, со своими механизмами управления рисками. Если в основу работы закладываются расчеты, то риск банкротства у страховщика не больше и не меньше, чем у любого другого предприятия.
Для любой страховой компании - будь то крупная "федеральная" или небольшая региональная - инвестиции очень важны. Рынок страхования растет очень быстро, появляется все больше его направлений. Но все они требуют немалых финансовых вложений на стадии формирования того или иного продукта и запуска его в продажу.
Я убежден в том, что привлечь инвестора региональной компании ничуть не сложнее, чем "федеральной". У инвестора, желающего вложиться в какой-либо динамично развивающийся бизнес и обратившего взор на страховой рынок, есть два варианта. Он может купить крупного страховщика с разветвленной филиальной сетью или вложить деньги в сеть региональных страховых компаний. Я бы пошел по второму пути.
Подавляющее большинство крупных страховщиков созданы либо на базе бывшей государственной собственности, либо с использованием очень серьезного административного ресурса на федеральном уровне. Следовательно, изначально эти компании не были рыночными. Некоторые со временем преобразились, а некоторым этого сделать не удалось. Для инвестора же очень важно, чтобы компания жила по законам рынка, а не по неким иным соображениям - в России значение объективных экономических законов с каждым годом растет. Инвестору нужно, чтобы компания по стилю и методам работы, по организации бизнес-процессов была изначально ориентирована на рынок, на клиента. К сожалению, среди крупных "федеральных" страховщиков таких компаний единицы.
Региональные же страховщики почти все возникли как рыночные компании - ведь использование административного ресурса на местах очень ограничено. И теперь практически в каждом из регионов можно найти рыночные универсальные компании, которые успешно работают на протяжении десятилетия. Поэтому, я бы, например, находясь в позиции инвестора, отобрал бы в каждом из 7 федеральных округов по одному крупному, стабильному, нуждающемуся в инвестициях страховщику, и объединил бы их в своеобразный холдинг с одной управляющей компанией в Москве. Подобные инвестиции были бы более эффективными, чем вложения в одну крупную компанию. Кстати, известный международный финансовый институт, который недавно рассматривал вопросы вложения денег в российский страховой рынок, уже решал такую дилемму. Его эксперты пришли к выводу о том, что приобрести ряд средних региональных страховщиков предпочтительнее - в том числе и по вышеизложенным соображениям.
Конечно, вложения в любую отдельно взятую местную компанию для настоящего инвестора, имеющего серьезные деньги, не представляют интереса. Но если у него есть глобальный подход к освоению российского страхового рынка, то диверсифицированные инвестиции в региональные компании могут быть весьма прибыльными.
Скажем, в Ростовской области 74% всей страховой премии собирают 5 местных страховщиков. Филиалы московских компаний конкурируют с ними на равных. Это говорит о том, что на рынке есть компании, которые умеют эффективно работать в своем регионе. И при описанном выше системном подходе подобные страховщики имеют инвестиционную привлекательность ничуть не меньшую, чем любая крупная федеральная компания.